Художник, кинорежиссер, автор текстов. Исследователь художественной среды Нижнего Новгорода

Мастер-преподаватель курса «Курс по МедиаАрту «Огонь в саду»» , преподаватель курса «Курс по МедиаАрту «Огонь в саду»».

Мы создали курс, чтобы найти новых друзей и единомышленников, коллег по творчеству. Мы хотим участвовать в формировании культурной среды Нижнего Новгорода, и находить людей, горящих искусством так же сильно, как и мы, чтобы совместно запускать новые художественные процессы в Нижнем. В наше курсе предусмотрено взаимодействие видеопродукта с внешним контекстом – осмыслением того места, где мы находимся: его географии, социально-культурных условий, экономики и экологии. Созданный в рамках курса видеоарт может в прямом смысле слова выйти на улицу. Это могут быть и site-specific проекты в духе современного театра, использующего видео, то есть художественные работы, созданные для экспозиции в конкретном месте. Парк, музей, общественное пространство будут использованы не просто как одна из локаций для съемок, а как полноценный участник художественного диалога «среда»-«зритель». Но это могут быть и галерейные инсталляции и видео, ориентированные для презентации в виртуальном пространстве, в сети. Мы оставляем свободу выбора за нашими студентами. А наша задача — в том, чтобы дать им необходимые инструменты для работы с образами, смыслами, средами и контекстами. Так или иначе, мы стремимся запустить диалог различных городских контекстов. Сама структура курса направлена на то, чтобы помочь людям научиться самостоятельно мыслить. Я подразумеваю, что самостоятельное мышление часто начинается со сбоя, с пустоты, которая возникает при остановке автоматического движения мышления. Эту пустоту заселяет воображение. Воображение даёт начало новому.

ОБРАЗОВАНИЕ

  • Учился на историческом факультете ННГУ им. Н.И Лобачевского и в фотошколе Русского музея фотографии (Нижний Новгород).

  • Проходил обучение на авторских курсах арт-группы PROVMYZA (дипломный фильм - “Дедушка уезжает в Индию”).

Карьера

Участвует в фестивале «2morrow» и
онлайн-фестивале «Короче!»(портал «Сноб»).


  • В 2013 году был снят короткометражный экспериментальный фильм «Близкие люди», показанные на фестивалях «Киношок»и «Артдокфест».
  • В 2014 г. вместе с Евгенией Сусловой основал арт-группу «Dimension Theatre», результатом работы которой были фильмы «Мембрана»и «Периферии». Фильм «Периферии” стал участником проекта «Нижний Новгород: попытки современного описания». С этого времени Дмитрий начал интересоваться психогеографиией.
  • С 2014-го по 2016 год работал в Волго-Вятском филиале ГЦСИ «Арсенал» фотографом и видеографом. Участвовал в групповых выставках.
  • С 2014 г. как видеохудожник и режиссер сотрудничает с организацией «Kama Records». Участвует в проектах: «Contemporary Udmurtia», «СЕП-комьюнити», «Время водит хороводы» и других.
  • В 2015 г. вместе с Кариной Гиноян и Полиной Зыряновой снял видеоэссе «У нас так же, как у вас» специально для открытого арт-фестиваля феминистских инициатив «Fem Frontier».
  • С 2015 по 2017 гг. жил в Барселоне (Испания), где занимался видеоартом и зарабатывал на жизнь коммерческой фотографией. Участвовал в социально-архитектурном проекте «Cities Connection Project».
  • В 2017 г. вместе с Луцией Бони и Валентином Виссом, изучавшими славистику в Базельском университете, был организатором и участником выставки «Stadtrandsichten» (город-окраина-поиск), которая проходила в культурном центре «Philosophicum» в Базеле (Швейцария).
  • В 2017 г., будучи в Барселоне, вместе с Александром Минченко (Москва) основал сервис онлайн-трансляций Derivetv, посвященный различным формам перемещения. На Derivetv транслировались экспериментальные фильмы, видеоарт, беседы с художниками, открытия выставок и перформансы, а также видеодокументации дрейфов, прогулок и путешествий.
  • В 2017 г. вернулся в Нижний Новгород.
  • В 2018 г. продолжил работу в «Арсенале» (до 2021). Дмитрий участник авторских и коллективных проектов в Арсенале:фильм «Горький. Точки невозврата» (2018, совместно с Кириллом Кобриным и Александром Курицыным), онлайн-променад «Ночь Светла» (2020, авторы проекта - Дмитрий Степанов, Александр Курицын. Проект реализован коллективными усилиями команды Арсенал).
  • Проект «Ночь светла» вошел в шорт-лист междисциплинарной программы второго форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд» (2021).

Параллельно с работой в кино и видеофотографии писал стихи, составившие несколько сборников:

  • В 2014 г. - первая публикация, поэтический цикл «Как устранить неисправимое» - сайт «Полутона», где к настоящему времени напечатаны циклы: «Непрямое действие» (2015), «Синонимы» (2016), «Поэма света» (2017), «Молоко и хлеб» (2018).
  • С 2018 г. регулярно публикуется на литературном сайте post(non)fiction.org Художественные тексты: «Estratigrafia I» (2019), «Estratigrafia II» (2020).

Презентации арт-проектов:
  • «Психогеография для бедных» (2019), «Холостой ход» (2019).
  • В 2020 вместе с Наташей Шарымовой создал проект BRODSKY.50, смонтировав короткометражный скетч на основе видеозаписи, сделанной журналисткой и художницей Наташей Шарымовой на дне рождения Иосифа Бродского 24 мая 1990 года на Мортон-Стрит, 44. Подготовил интерактивную версию проекта вместе с другими членами команды проекта «Нью-Йорк плюс Бродский».

Автор рецензий на выставки:

  • «Низкий старт» (Нижний Новгород, галерея Futuro, 2021) и— опубликована в журнале «Диалог Искусств».
  • «Мифы Антропоцена» (Нижний Новгород, галерея Futuro, 2021) — опубликовано на сайте Arterritory.com
  • Создатель документальных фильмов и видеоэссе, исследующих феномен нижегородской художественной среды: «Provmyza: комментарий в начале архива» (2020) и «Евгений Стрелков: квантовые наблюдения» (2021).
  • В 2021 г. основал совместно с Антоном Рьяновым видеопродакшн Unwall Production.

Преподает на курсе

Октябрь 2021
Годовые курсы
Курс по МедиаАрту «Огонь в саду»
Творческая лаборатория и дополнительное образование
Научим вас не только снимать и монтировать, работать со звуком и графикой, но и дадим ключи к пониманию, а значит, и самостоятельному созданию таких художественных работ в поле медиаарта.