Что делать, если мечтаешь снять свой фильм: чему учиться и как

Как изменилась киносреда в Нижнем Новгороде за последние пять лет, что нужно для первого фильма и какие ошибки ни в коем случае совершать нельзя, рассказала режиссер телевидения и кино, мастер-курса кинорежиссуры и тележурналистики в «Приволжской Медиашколе» Светлана Демьянова.

dd513c13332a25aa0966ac6966e884ae.jpg

Кому подойдут курсы режиссера кино?

Всем людям, которые однажды решили снять свой фильм и до сих пор держали эту идею у себя в голове. В наши дни это доступная технология, есть целая куча форматов: сверхкороткое кино, кино, снятое на айфон. Кроме того, раньше на всю страну было два вуза, в Москве и Санкт-Петербурге, и в эти города люди ехали издалека, а сейчас картина совершенно другая – мечта о своем фильме становится явной и доступной.

Если всё уже есть в интернете, нужно ли профессиональное образование?

Действительно, вроде бы ты просто открываешь волшебный интернет, находишь нужные программы и все инструкции. Однако мастерство фотохудожника отличается от инструкции, которые прилагаются к фотоаппарату. Не каждый человек, кто изучит эти правила, может считаться художником фотографии. Все-таки художник – это школа, определенные секреты и традиции. Искушенный зритель всегда заметит, что вот здесь просто хорошо снимает фотоаппарат, а вот тут он был в руках у волшебника. То же самое и в кино: существует огромное количество нюансов. Если их не знать, невозможно говорить о работе как о профессии. Профессия предполагает стабильность и рост внутри специальности.

Эта профессия про деньги или нет?

Сейчас все профессии про деньги. Мы давно живем в рыночных условиях. Даже учимся за деньги. А значит и профессия, хоть она и творческая, подразумевает варианты заработка. Наши выпускники могут снимать рекламу, а параллельно заниматься другими проектами, которые пока не выстрелили. Это нормально, когда в одной сфере ты зарабатываешь, а в другой пока только инвестируешь.

Много ли выпускников «Приволжской Медиашколы» остались в сфере медиа?

Несколько человек продолжили обучение в вузах, например, во ВГИКе в Москве или ЛГИТМИКе в Санкт-Петербурге. У нас они получили заряд, который дал им понять, что кино - это то, без чего они не могут. И теперь им нужно углубляться. Другие выпускники снимают фильмы в Нижнем Новгороде и в других городах. Кто-то работает как режиссер, кто-то стал участником съемочной группы.

6AY8w9cMrkk.jpg

Любой ли человек может пойти на курсы кино?

Все-таки эта профессия напрямую связана с талантом. При этом попадание в эту самую профессию может случиться парадоксальным образом. Да, существует стереотип, что человек кино – это человек интеллекта, который должен обладать определенной «насмотренностью», лидерскими качествами. По сути, режиссер - это архитектор историй, и без умения закрутить процесс, тут не обойтись. Нас приучили к этому. Однако, как показывает практика, на самом деле, у любого человека вдруг могут открываться определенные резервы. У нас есть пример, когда ученик, который, как он сам признавался, никогда не имел глубоких погружений в кинематограф и имел достаточно мейнстримовский взгляд на фильмы, без запросов на культовое кино, вдруг менялся за каких-то 7 месяцев. Именно здесь, в нашей школе кино, произошло такое мощное перерождение: человек почувствовал в себе силы и вдохновение. Он нашел себя и сейчас учится дальше уже в Санкт-Петербурге.

В Нижнем Новгороде есть, где развернуться представителям этой профессии?

Город меняется в лучшую сторону. Не все, кто оканчивают нашу школу, уезжают. Они объединяются в творческие компании. Если раньше не было такой киносреды, и зачастую многие творческие люди даже не знали друг о друге, то сейчас стали появляться определенные площадки. Не случайно в студиях стали проводиться кинолектории, открылись такое пространство как Кинофактура. Думаю, это не все. Будет определенное перерождение, количество перерастет в качество.

Чтобы снять фильм, нужно…

Нужна идея. Не все творческие мысли могут вырасти в достойную историю. Да, у тебя может быть команда, которая будет работать за деньги. Но вы попробуйте привлечь их работать за идею. Люди творческого процесса не могут работать только за деньги. А что такое идея для кино и как ее искать – это все-таки уже профессиональное. На моей дисциплине мы занимаемся изучением этого вопроса.

0b3a36d6e3e0b66bf16d96e8fa165380.jpg

Самое сложное в профессии режиссера?

Самое сложное, вернее самое страшное – засидеться в кресле. Потому что режиссер – это профессия действия. А размышления о кино и о том, каким оно должно быть, превращает тебя в демагога. Самое сложное - оставаться в положении спортсмена, а не болельщика. Спортсмен должны быть всегда наготове, ему ничего не стоит выйти к снаряду, подтвердить свою форму. То же самое и у нас. Самая большая ошибка, когда ты подменяешь действие рассуждением о действии. Все в нашей профессии можно проверить только опытным путем. Когда ты делаешь, ты понимаешь, эта идея состоятельная, а эта нет и почему: тут нужно поменять, сделать акцент на другого героя, развернуть историю или даже выбрать другой жанр.

А самое приятное?

Зрительские эмоции. Когда о твоей работе хотят говорить. Когда тебя выхватывают в коридоре и задают вопросы, о которых ты даже не думал, когда создавал эту работу. Значит, эта история сумела раскачать очень важные, но застывшие формы в человеке. Очень многое в жизни, что кажется нам простым, мы запаковываем под грифом «все понятно» и бежим дальше. А не ошибка ли это? Жизнь требует постоянных обновлений, за счет вопросов к, казалось бы, очень понятным нам вещам.

21c77aadee88b0b9c467f27a779afe23.jpg

Что делать, если хочешь пойти учиться, но сомневаешься?

Это как раз о демагогах. Иди и попробуй. Войти в дверь или выйти – это тоже действие. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Я всегда сторонник тех людей, которые пробуют, и даже пусть потом они скажут «Ну вот не режиссер я» (хотя, у нас таких случаев не было). Были только те, кто выбрал смежные профессии, например, продюсерство.

Читайте также: КАК УСТРОИТЬСЯ НА РАДИО, ИЛИ КОГО НИКОГДА НЕ ВОЗЬМУТ ВЕДУЩИМ

Фото на заставке: tvkinoradio.ru