интервью с преподавателем курса "звукорежиссер" - читайте полезные статьи от экспертов Приволжской Медиашколы

Продолжаем брать интервью у наших педагогов! В беседе с ними всегда можно почерпнуть новые знания и узнать чуточку больше об их профессии :) На этот раз поговорили о профессии звукорежиссера с Артёмом Целоусовым — звукооператором МБУК ОДЦ "Надежда», Центра Театрального Мастерства и преподавателем "Звукотехники" на курсе звукорежиссуры в Медиашколе. 

1. Чем занимаются звукорежиссеры? 

Мы живем в сложном, многообразном мире и занятия звукорежиссеров в этом мире очень развиты, детальны и, порой, очень непохожи друг на друга. Звукорежиссер это - пространство профессий, которое проникло во многие сферы. Во-первых, кино «под попкорн и колу» и большой кинематограф, системное телевидение и развлекательные программы, производство всеми любимых сериальчиков, безграничный современный театр и строгие академические опера и балет. Для них написано огромное количество музыки, ставшей классикой, требующей квалифицированных звукорежиссеров, разбирающихся в музыкальных стилях и жанрах, профессионалов, способных передать тончайшие нюансы и не потерять ни единой детали при записи, сведении и мастеринге. Во-вторых, тусовочная лихорадка, охватившая все крупные города мира, в которых есть ночь и клубы, требует более и более «качёвой» музыки. Здесь тоже не обойтись без звукорежиссеров, пишущих на огромных студиях или в маленьких спальнях новые треки. Множество музыкальных групп и сольных исполнителей нуждаются в звукорежиссере на своих выступлениях. В его силах сделать так, чтобы музыканты слышали себя, свои инструменты и без препятствий доносили свои эмоции до многотысячного гудящего стадиона или маленького уютного клуба с тихой, расслабляющей атмосферой. И наконец, огромная площадка для самовыражения — современные медиа. Это, например, онлайн видеохостинг — самый крупный сервис, который не требует представления. На данном видео-хостинге уже содержится от 1 до 7 петабайт видео — это целый 271 год непросмотренного видео! Далеко не в каждом из них можно услышать работу звукорежиссера. Но даже если блогер получил небольшую консультацию профессионала, или сам потратил время и разобрался в особенностях работы микрофона, то его блог становится уже более презентабельным и с большей вероятностью претендует на просмотры, лайки, подписки. Как результат, зрителю (который, на самом деле, ещё и слушатель) захочется почаще обращать внимание на хороший контент и поставить колокольчик с оповещением о новом видео. Неважно, это многоэтапный сложный процесс производства фильма, мюзикла, звукосветового шоу, в котором задействовано множество профессионалов, или однозадачный проект монтажа голоса для аудиокниги — везде требуется специалист с точным знанием своего дела. И начинаются такие специалисты где-то у себя дома, за чашкой тёплого чая, у компьютера или ноутбука. 

2. Кому подходит профессия звукорежиссера

Всем, у кого есть исправно «работающие» уши. Но есть одна маленькая деталь. Нужно вначале серьёзно ответить на простой вопрос: звук и работа с ним — это моё или нет, нравится или не нравится? Иногда, чтобы сформулировать для себя внятный ответ на этот вопрос, требуются годы, иногда это ясно сразу. Я знаю некоторых действительно талантливых студентов-звукорежиссеров, которые сознательно не стали продолжать. Это их выбор. Здесь нет принципа «выбрал одну профессию и живи с ней до конца жизни». Звук передаёт довольно тонкие движения души. Если перед звукорежиссёром стоит задача передать их все «как есть», а его бессознательное незаметно сообщает миру какую-то свою историю, тем самым искажая звуковую картинку, то работа скорее всего не будет приносить радость ни исполнителю, ни заказчику. Поэтому профессия звукорежиссера требует внимательной работы над собой. Я считаю, что без внутреннего «драйва», без того, что профессия нравится, совершенно нет смысла продолжать, и эта сложная работа над собой просто зачахнет. Может быть, и у меня когда-то наступит такой момент, не знаю. Но пока не наступает, и я каждый день чувствую, что готов и хочу быть звукорежиссёром. 

3. Как вы выбрали для себя звукорежиссуру? Чем для вас интересна эта профессия? 

В 10-м классе лицея у всех был момент, когда нужно выбирать профессию. А мне совершенно было не до этого, и я пошел по проторенной дорожке за братом: поступил в академию на юриста. Тогда я много времени проводил с друзьями: и мне, и им было видно, что из меня юрист, мягко скажем, никакой. Да и я вообще не понимал, зачем лично мне всё это нужно, на парах я в основном развлекался. Естественно, в какой-то момент начались пересдачи, несдачи зачётов, экзаменов и нужно было что-то решать. Родители предлагали перевестись на заочку, сделать всё тихо-мирно, считали, что потом одумаюсь, возьмусь за ум. А за эту часть ума я до сих пор не хочу браться и не буду. Несмотря на сильное сопротивление родителей, я просто взял и забрал документы. После недолгого обсуждения с друзьями стало понятно, что единственное дело, которым мне нравилось заниматься, это экспериментировать со звуком в редакторе FL Studio. И я пошёл подрабатывать «звуковиком» в лицее, в котором я учился. Подготовился (не без помощи друзей) и поступил в музыкальный колледж на музыкального теоретика. В музыкальном колледже были продуманная программа обучения и замечательные преподаватели. Я впервые взглянул на лектора как на профессионала, и за четыре года обучения мне приоткрылись довольно сложные композиторы. С тех пор мне очень нравится музыка А. Н. Скрябина :) В консерватории музыкальная часть, как я ожидал, должна была отойти на второй план, но это было не так. До сих пор с благодарностью и лёгким оцепенением вспоминаю зачёты по русской музыке XX века, это было для меня сложно и интересно. XX век, с точки зрения музыкальной культуры, просто великолепен. С тех пор я часто переслушиваю прелюдии и фуги Д. Д. Шостаковича, «Мимолётности» С. С. Прокофьева. По специальности было несколько предметов: звукорежиссура, история звукозаписи, цифровые аудиотехнологии и другие. Здесь уже наступил «полный контакт» с профессионалами. Так как это сфера моих прямых интересов, отступать было некуда. Несколько лет прошли в вопросах и поисках ответов. Самостоятельно, с помощью преподавателей и старших студентов. В рамках специальности мы делали множество записей академической музыки в залах консерватории. В какой-то момент стало получаться: пара-тройка лет попыток и начало происходить заветное: «аааааа, так вот что эта штука делает» и «аааааа, так вот это на самом деле что». Профессия оказалась совершенно не такой, какой я себе до этого её представлял — она стала для меня глубже и интереснее. Я начал делать первые «пробы», первые серьезные шаги в профессии. За время учёбы в консерватории я успел поработать в караоке, в двух клубах, в прокатной компании, на концертах, проходивших в Нижегородской филармонии. Эти пять лет учебы — для меня очень ценный опыт. Сейчас большая часть моей работы связана с театром. Интересно наблюдать, как спектакли изменяются, набирают силу, участвовать в этом процессе, находить наилучшие по выразительности звуковые решения. Интересен процесс постановки спектакля — из хаоса разрозненных частей постановки (актеры, свет, звук, декорации, зал) постепенно рождается готовая картина со множеством важных и тонких деталей, сцепленных настолько, что, если пропадает хотя бы один звук, целостность теряется. Поэтому «планка» в такой работе изначально задается очень высокая, и это доставляет массу удовольствия, особенно, когда всё сделано, как задумано. 

4. Нужно ли звукорежиссеру иметь музыкальное образование? 

Не получится быть хорошим звукорежиссером и ничего не знать о музыке. Слишком часто звукорежиссёру приходится иметь с ней дело. Результат работы зависит, в том числе, от знания конкретного музыкального жанра. При работе с диджеями в клубах, например, в большинстве случаев будет требоваться максимально возможный уровень громкости. Для звукорежиссера, впервые услышавшего об этом, может возникнуть непосильная задача, непонимание «зачем это делать» и море неосознанных движений, которые могут привести к нештатной работе оборудования и его поломке. А для звукорежиссера, который в курсе этих особенностей и знающего технику, на которой он работает, всё пройдёт гладко, без ущерба, и ожидания гостей клуба тоже будут оправданы. Нужно ли для этого учиться в музыкальной школе, училище или консерватории или в другом учебном заведении? Нет, конкретно этим там не занимаются, и в программы вряд ли включен пункт «Работа с диджеями». Но там есть преподаватели, имеющие необходимый опыт, которым можно задать конкретный вопрос: «Зачем диджеям нужно громко?» и получить ответ: «Тише — не качает». Предупреждён — значит вооружен. Может быть, формальное образование не так уж и необходимо, но способность задать возникший вопрос — это важный навык, который нужно тренировать вместе с компетентным преподавателем. И возможность получить профессиональный ответ: это то, без чего рост в профессии практически невозможен. 

5. О чем вы рассказываете студентам на занятиях по звукотехнике

Есть выстроенная программа, в которой постепенно и логично освещается предмет: физическая природа звука, его основные характеристики, децибел, звуковой тракт, коммутация, микшерный пульт, микрофоны, мониторинг студии. Я каждый раз знакомлюсь с новым потоком, у всех всегда разные цели и разный бэкграунд. Он для меня очень важен: с помощью него я могу донести тему «немного по-другому» более точечно. Самое интересное (иногда обескураживающее для меня) — это работа с разными возрастами. Приходится объяснять темы людям значительно старше меня. Не скажу, что со всеми просто и гладко, но были солидные состоявшиеся мужчины, с которыми удалось построить конструктивный диалог и, например, провести полезную дискуссию о наушниках. Знание целей помогает мотивировать студентов. Не все из приходящих могут чётко сформулировать свои цели и ожидания от курса. Не мешает иногда прямо вместе с ними «навести резкость» в этом вопросе или поделиться мыслью, если мотивация слишком общая. Буквально недавно с подачи студентов смотрели видео с шоу гитаристов. Я рассказал, на что я обращаю внимание при просмотре концертов, что оказалось полезным при освещении темы «звуковой тракт». Все вместе пытались представить, сколько техники нужно для проведения подобного шоу и как её друг с другом соединить. Также я обращаю внимание на англоязычные источники. Много нового и интересного выходит за пределами русскоязычного интернета. Во время занятия разбираем основные тезисы из статей и видео на английском, знакомимся со звукорежиссерской терминологией, расширяем словарный запас. Также при наличии времени даю простые задания студентам на тренировку слухового внимания. В потоке визуальной информации сложно переключиться на восприятие окружающего мира с помощью слуха. Иногда полезно просто отключить все источники света, закрыть глаза и сосредоточиться на том, что звучит. Затем всем вместе обсудить: что каждый услышал, что от слуха ускользнуло, а что бросилось в уши больше всего. 

6. Что отличает звукорежиссуру от других сфер деятельности? 

Незаметность. В консерватории была такая ма́ксима: «Хорошего звукорежиссера не слышно». У этой фразы есть два противоположных смысла. Один означает, что во время концерта или при создании записи вся техника работает исправно, нет никаких лишних шумов, свистов, щелчков — вы слышите только хороший звук: голос исполнителя, диктора, музыкальные инструменты, любимые миксы музыкальных групп и так далее. Второй — искаженный смысл: мол, хороший звукорежиссер — это серый незаметный парень/девушка, который/ая только и делает то, что ему говорят, не имеет своего мнения и старается быть «тише воды, ниже травы». Первый смысл — это то, к чему нужно стремиться в своей работе. Второй смысл — это то, от чего нужно постепенно избавляться. Во многих учреждениях есть запрос на ярких личностей — звукорежиссеров, которые способны изменить ситуацию к лучшему: выбрать подходящую технику для проведения мероприятий, её освоить, а в крайнем случае провести полную модернизацию. Везде требуется профессионал, знающий технику, при этом не замыкающийся в своем мирке, а способный объяснить директорам или их заместителям, в чем преимущество современной звуковой техники и почему нужно выделять средства на закупку хорошего звука. 

7. Как можно определить, что работа звукорежиссера сделана хорошо? 

Когда всё, что должно быть слышно — слышно, а что не должно быть слышно — не слышно. По-моему, так кто-то из моих преподавателей говорил. 

8. Может ли звукорежиссер сделать из плохой записи качественное аудио? 

Тут есть два мнения. Звукорежиссеры-пуристы, которые во всём стремятся к «идеально чистому» звуку, скажут примерно так: «shit in — shit out» (что вложили, то и получили:)). Они на каждом этапе производства стремятся сделать максимально качественный продукт, с самого начала. Но они никогда не добьются своего идеала — «идеально чистого звука» в природе не существует. Они, скорее всего, скажут, что не смогут. И есть более отчаянная публика, по каким-либо причинам готовая взяться за любую запись даже самого низкого качества с целью сделать из неё шедевр. Они, скорее всего, скажут, что звукорежиссер может всё. Ясно, что обе точки зрения очень утрированны, но для меня более разумной кажется первая. Более того, когда я по неопытности думал, что «эквалайзером можно накрутить всё что угодно», на выходе из вполне хорошей записи получался какой-то шлак. Поэтому думаю, что второй подход скорее приводит к обратному результату: если звукорежиссер заявляет, что из любой записи сделает качественное аудио, то скорее всего он не слышал, что такое действительно хорошие записи и не знает, каким образом они произведены. Впрочем, сейчас набирают популярность и начинают распространяться технологии машинного обучения, так называемые нейросети, они меняют ситуацию с обработкой аудио и позволяют, например, глухую запись с большим количеством «комнаты» или «зала» сделать более разборчивой и близко звучащей с качественным результатом. Нейросеть, обученная на множестве качественных записей, как бы пересобирает звук заново, в результате в некоторых деталях может проскочить ошибка, и это чревато ненужными посторонними призвуками, добавляемыми к записи. У каждой технологии есть свои ограничения и нам ещё предстоит на опыте выяснить, какие ограничения есть у нейросетей. 

9. Обязательно ли звукорежиссеру нужна дорогая техника для работы? 

Насколько дорогую технику использовать решает сам звукорежиссер, в зависимости от его бюджета и задач, которые перед ним стоят. Самая дешевая техника профессионального сегмента сейчас может выдавать неплохие результаты, с простой пользовательской техникой могут возникнуть сложности. Например, простые пользовательские наушники за 4 000 р. не позиционирующиеся, как мониторные, не смогут обеспечить качество прослушивания, необходимое для внесения изменений в микс. Мы даже не сможем услышать некоторые части микса, например, самый низкий бас, или некоторые части микса будут настолько усилены, что при попытке корректировать их, в других более «ровных» наушниках микс окажется глухим, или не таким детальным. Дорогую технику иметь не обязательно, достаточно представлять как звучит доступная профессиональная техника и насколько звучание, например, профессиональных наушников отличается от «пользовательских». Цена на профессиональные наушники начинается примерно от 15 000 р., хорошие бытовые можно найти от 10 000 р. Но большинство выбирает то, что подешевле. Для них есть хорошая новость: можно начинать с покупки любой техники, издающей звук, но, например, арендовать время в студии для прослушивания и знакомства с профессиональной акустикой, набирать слуховой опыт. 

10. Как вы думаете, почему сейчас профессия звукорежиссера очень актуальна и востребована? 

Я бы сказал, что самый творческий пик популярности, бум записей, испробование возможностей цифрового аудио уже прошёл. Да, кто-то всё ещё находится в эйфории от открывающихся возможностей, но в целом, сейчас охлаждение и время подумать, порефлексировать. Актуально и востребовано в профессии звукорежиссера, на мой взгляд следующее: умение избавляться от лишнего, выделять, что в звуке главное, отличать настоящее от искусственного, умение смотреть объективно на мир, разбираться в том, как влияет звук на тело и на ум, умение не скатываться в «техницизм» (увлечение технической стороной дела в ущерб его сущности). При этом быть компетентным и знать возможности и функции используемой техники и эффективно её применять, исследовать возможности отказа от использования каких-либо приборов. Важные навыки звукорежиссера — сравнение и поиск альтернатив, умение распределять ресурсы, в первую очередь, время, и умение слушать, слушать и слушать. В общем, в рамках профессии звукорежиссера весьма есть чем заняться. Профессия жива, хочет жить и будет делать всё, чтобы жить. 

11. Чьим творчеством вы вдохновляетесь? 

Adam Neely, Ben Levin, ШКЯ, Молчат Дома, Где Фантом?, Дурной вкус, Dzierzynski Bitz, СИЗОР, Andrew Huang, Й. Гайдн, Самое Большое Простое Число, Дэвид Линч, Терри Гиллиам, Анна Виленская, Dead'ушки, Антон Лапенко, В. А. Моцарт, Doctor Mix, С. Прокофьев, Д. Хармс, С. Барбер, Stromae, Son Lux, Woodkid, Royksopp, Robyn, Aurora.