интервью с преподавателем техники речи и актерского мастерства - читайте полезные статьи от экспертов Приволжской Медиашколы

Поговорили с Александром Рязановым - актером театра и кино, актером озвучания и дубляжа, преподавателем техники речи и актерского мастерства в Медиашколе. О вдохновении в профессии актера, процессе обучения, развитии техники речи и предстоящих спектаклях читайте ниже :)

1. Как вы решили стать актером?

Решение было довольно спонтанным: не сложилось с военной карьерой. При этом я всю жизнь находился на сцене, читал стихи в школе, участвовал в какой-то активности. Однажды на очередном конкурсе чтецов после очередной победы в городском конкурсе я ехал в автомобиле со своими родителями и со своей учительницей по русскому языку и литературе Ириной Алексеевной Лерман. Задал ей вопрос: «Кем быть?». На что Ирина Алексеевна безапелляционно сказала: «Да чего ты выкобениваешься, будь актером и все тут!». И эта мысль как-то засела внутри.

2. Что вас вдохновляет?

Я вдохновляюсь многими актерами. Также меня вдохновляют события в мире театра и кино, работы в области дубляжа фильмов. Когда смотришь фильм и слышишь какой-то очень подробный, но при этом естественный дубляж – очень воодушевляет. Например, недавно посмотрел сериал «Повар императора» - и не столько работа актеров, сколько сама история главного героя меня вдохновила.

3. Какой деятельностью вы еще занимаетесь, кроме преподавания в Медиашколе?

Сейчас с коллегами активно развиваю студию дубляжа в Нижнем Новгороде, снимаюсь в кино и сериалах, играю в театрах, в т.ч. в независимых, участвую в различных активностях. Принимаю участие в Onlife Idea Fest. Меня продолжают увлекать настольные ролевые игры, как одно из направлений – занимаюсь мастерингом этих игр, веду их. Сфер очень много, но, наверное, преподавательская деятельность радует наиболее, особенно успехи студентов.

4. Какой из спектаклей, в которых вы играли, ваш любимый? В каких спектаклях вас можно увидеть в ближайшее время?

Не знаю. Все с теплотой вспоминаю, все были разными, интересными. Даже какие-то небольшие роли – играл абрикосовую косточку, потом вырос в дерево. И это было великолепно! Очень интересный спектакль, с теплотой его вспоминаю: своих партнеров на сцене, заслуженных артистов России. Я их очень люблю и бесконечно горжусь тем, что с ними работал. В каких спектаклях меня можно увидеть в ближайшее время? В театре «Мабу», в спектакле «Горький. Детство» – следите за датами на сайте театра. В спектаклях «Терапия любви» и «Она берет выходной» в театре «Марина». Возможно, скоро еще что-то новое поставим – есть и мысли, и стремления.

5. Зачем телерадиоведущим нужно изучать актерское мастерство?

Все наверняка сталкивались с аудиовизуальным контентом, где излишне наигранно ведущий рассказывает про какие-то события. Так вот актерское мастерство – это всегда про естественность существования и на сцене, и в кадре. Актерское мастерство – это про исследование себя, про внутреннюю уверенность, про концентрацию внимания, про детали, нюансы, акценты. Телерадиоведущим актерское мастерство необходимо и, в связи с этим, им важно его изучать. В том числе, как один из методов воздействия на себя и на структуру материала, который преподносит телерадиоведущий.

6. Какие упражнения вы даете на занятиях по технике речи и актерскому мастерству студентам?

Разные. Все зависит от студентов – от того, какие проблемы мы встречаем на нашем пути к естественности, к правде. В части речи – упражнения на артикуляцию, на резонирование, на постановку правильного диафрагмального дыхания. В части актерского мастерства – упражнения на свободу тела, свободу мысли, свободу выражения себя в мире. Мы применяем разнообразные тренинги, например, медитативные практики: исследуем себя, мир вокруг и себя в этом мире.

7. Развитием речи нужно заниматься постоянно, или хватит прохождения только одного курса?

Техника речи – это спорт: в большей степени мышцы должны быть в тонусе, артикуляционный аппарат должен быть подвижным. Естественно, нужно заниматься постоянно. Мы делаем, прежде всего, упражнения, подобранные под конкретную группу, под конкретную проблематику, под конкретный запрос. Решать все эти вопросы в пределах курса не всегда получается за пределами курса :) Естественно, нужно продолжать работать над техникой речи. Я занимаюсь своим голосом, получается, больше 25 лет, и он развивается, как и методология. Я стараюсь, чтобы занятия тоже изменялись и все звучало интересно. Недостаточно одного курса, нужно заниматься постоянно!

8. Нужно ли обучаться технике речи с преподавателем или достаточно упражнений из интернета для самоизучения?

Отвечая на этот вопрос, приведу в пример западных коллег, которые постоянно нанимают себе преподавателей и тренеров по различным актерским дисциплинам. Посмотрите, как работает бродвейская система, как люди тратят время и деньги на то, чтобы совершенствоваться. Технике речи нужно обучаться с преподавателем, потому что необходимо «третье» ухо со стороны, которое слышит недостатки – у себя мы часто их не слышим :) Занятия с педагогом дают контроль и направление. В интернете и учебниках доступны многие техники, но не всегда мы правильно их применяем. Например, у известной гимнастики Стрельниковой есть масса вариантов упражнений, но много опущенных фактов, нужно самостоятельно изучать их и выстраивать программу, не у всех есть на это время. Поэтому эффективность от таких упражнений будет ниже.

9. Какой был самый большой прогресс у ваших студентов после занятий по технике речи и актерскому мастерству?

Мои студенты, мои выпускники работают дикторами, меняют направление своей деятельности и успешно в нем развиваются. Есть дикторы Литрес, ЭКСМО. Есть люди, которые стали заниматься дубляжом и активно прогрессируют в этом направлении. Есть люди, которые связали свою жизнь с актерским мастерством после прохождения курса: стали дальше обучаться ему и сейчас снимаются в кино. Наибольшим результатом было исправление сложного дефекта - заикания. С ним нужно аккуратно и подробно работать. Это, наверное, наибольший прогресс, ведь у человека качество жизни улучшилось кардинально.

10. Как часто вы сами тренируете технику речи?

Ежедневно – я выполняю упражнения вместе со своими студентами. Я занимаюсь самостоятельно, исследую свой речевой аппарат. Естественно, я действующий актер, и мне необходимо быть в форме: и голосовой, и выразительной. И актерским мастерством, и техникой речи занимаюсь ежедневно. Тренирую тело, дух, разум – все на свете, «оптом и в розницу».

11. Востребована ли сейчас профессия актера озвучания и дубляжа?

Игры продолжают производиться, фильмы продолжают выходить, азиатский материал заходит на рынок. Не уверен, что стоит задумываться, а так ли востребована моя профессия. Если вы что-то делаете профессионально – успех всегда придет. Например, профессия «актер». Казалось бы, выпускается гораздо больше специалистов, чем того требует индустрия, но по-прежнему люди идут на эту профессию, потому что «горят», жаждут развития в ней. На мой вкус есть очень много актеров озвучания и дикторов полупрофессионалов, дилетантов. И не всегда у них получается озвучить крутой материал достойно.

12. Три ваших любимых фильма?

Триста тридцать три моих любимых фильма в топе у меня! :) Фильм «Гладиатор» люблю с детства и сейчас с удовольствием пересматриваю, безумно привлекает картинка. «Куда приводят мечты» – великолепный фильм. «Москва слезам не верит» – потрясающая игра актеров. Нельзя упустить «Человека с бульвара Капуцинов» – это первое советское трюковое кино, такой прекрасный актерский состав. Невозможно обойти вниманием фильмы, которые сформировали целые поколения: «Три мушкетера», «Господин оформитель» с потрясающим Виктором Авиловым. «Омерзительная восьмерка» тоже классный фильм. Очень много крутых и интересных картин – нет трех и не будет никогда :)

13. Три книги, которые вы посоветуете нашим читателям?

Можно хитро ответить: Библия, Тора, Коран. :)
Гомер «Илиада», «Одиссея» – потрясающие книги. Миллион книг написано, и многие из них великолепны. Достоевский «Униженные и оскорбленные», Булгаков «Мастер и Маргарита» – роман, который можно перечитывать всю жизнь. «Повесть о настоящем человеке» была прочитана мною в детстве и в какой-то мере сформировала меня. 

Можно ли обойти вниманием Хемингуэя? – Нет, нельзя. 

Можно ли не читать Чехова? – Нельзя. 

Можно ли не читать Толстого и Толстых? – Нет, нельзя. 

Надо все читать. Нужно развиваться и кормить свой мозг качественной пищей. :)