20 отечественных фильмов для будущих режиссеров кино

«Must see» для тех, кто хочет снимать кино. Тренируем насмотренность, вдохновляемся великими работами, развиваем художественный вкус.

«Человек с киноаппаратом», режиссер Дзига Вертов, 1929

chel-kinoapparat.jpg

В кадре кинокамера снимает людей, места, объекты… Киноаппарат здесь является действующим лицом самого процесса съемки: в воздухе, под землей, в самой гуще событий… Киноглаз, который наблюдает, фиксирует малейшие нюансы, не давая оценки, не следуя сценарию. Он просто смотрит в мир и видит все, или, вернее, происходит видение!


«Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», режиссер Лев Кулешов, 1924

prikl-bolsh.jpg

Американский буржуа мистер Вест едет в Советский Союз. Родные и близкие Веста всячески стараются отговорить его от поездки, считая, что он подвергает себя огромному риску: ведь американская пресса пестрит описанием «ужасов», творящихся в СССР. Для безопасности Вест берёт с собой телохранителя — ковбоя Джедди. Увы, предпринятые американцем меры предосторожности не спасают его от необыкновенных приключений. Ведь он попадает в советскую Москву 1920-х годов…


«Броненосец Потемкин», режиссер Сергей Эйзенштейн, 1925

481.jpg

Сюжет, основанный на подлинном историческом событии, образно выразил основные социальные тенденции ХХ века: массовое стремление к свободе, борьбу с тиранией, защиту человеческого достоинства, призыв к единению людей во имя равноправия. Новаторская форма фильма и сегодня оказывает глубокое влияние на развитие выразительных средств кино.


«Цвет граната», режиссер Сергей Параджанов, 1968

granat.jpg

В фильме, состоящем из нескольких миниатюр, сделана попытка показать духовный мир средневекового армянского поэта Саят-Новы писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках, историю его любви, отношение поэта к религии, светской власти, народу. При отсутствии обычного литературного монолога все решения автора фильма лежат в чисто изобразительной сфере.


«Старше на 10 минут», режиссер Герц Франк, 1978

419596.jpg

Одним планом, без единой склейки, режиссер запечатлел на пленке небольшой по времени и огромный по содержанию отрезок душевных переживаний ребенка. Все наше внимание сосредоточено на лице мальчика, наблюдающего за невидимым нам представлением в кукольном театре. Сколько эмоций в его глазах! Поначалу — равнодушие, потом — любопытство, что-то всерьез его зацепило, сопереживание, радость, затем — тревога, страх, ужас и наконец счастливое облегчение — добро победило… На экране мальчик переживал столько эмоций, что на глазах зрителей превращался в новую личность.


«Взгляните на лицо», режиссер Павел Коган, 1966

b95c629eba841e3a8593bad5ec4710ac.jpg

Скрытая камера, установленная за картиной Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», фиксирует эмоции, отражающиеся на лицах посетителей Эрмитажа, вглядывающихся в картину.


«Я – Куба!», режиссер Михаил Калатозов, 1964

43937.jpg

Фильм посвящён революционным событиям на Кубе.


«Зеркало», режиссер Андрей Тарковский, 1974

45275.jpg

Герой картины мучительно боится потерять любовь и понимание близких людей: матери, любимой женщины, сына. И чувствует, что жизнь с каждым днем все дальше уводит их друг от друга. Пытаясь сохранить семью, он обращается памятью к самым сильным впечатлениям своего детства, стараясь в том, детском, мировосприятии найти опору и оправдание своим сегодняшним переживаниям.


«Сталкер», режиссер Андрей Тарковский, 1979

43970.jpg

В некой запретной Зоне, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания. К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам, о которых предпочитают не говорить. А ведет их туда Сталкер — проводник по Зоне — то ли юродивый, то ли апостол новой веры.


«Фауст», режиссер Александр Сокуров, 2011

439733.jpg

Сюжетной основой является первая часть поэтической драмы Гете, где повествование, в основном, строится на любовной линии Фауст-Маргарита.


«Русский ковчег», режиссер Александр Сокуров, 2002

40732.jpg

Человек — наш современник, неожиданно оказывается в Эрмитаже начала 1700 годов, не имея ни малейшего представления о том, как он туда попал. Осматривая залы, он встречает иностранца, в котором угадывает черты известного французского дипломата и путешественника XIX века. Эти двое путешествуют по времени сквозь 300 лет российской истории, произведения искусства и памятники культуры возвращают их во времена Российской империи.


«Про уродов и людей», режиссер Алексей Балабанов, 1998

7650.jpg

Начало двадцатого века. Две благополучные с виду семьи. И загадочный Иоган, владелец фотостудии, в подвальном помещении которой создан некий фотографический театр Маркиза де Сада. Где снимаются фотографические открытки с униженной наготой человеческого тела, вызывающие похоть и злорадствующее торжество власти. Взгляд фотографа, умеющий увидеть в девочке ангельские кудри и милую улыбку, и тот же взгляд, разлагающий тело, взгляд порнографа. Раз за разом Иоганн разрушает благополучие семей и превращает обычных людей в уродов, охваченных ароматом порока…


«Хрусталев, машину!», режиссер Алексей Герман, 1998

7649.jpg

В последнюю зимнюю ночь 1953 года московский истопник Федя Арамышев по дороге на работу соблазняется блестящей фигуркой на радиаторе пустого, засыпанного снегом «Опеля», стоящего на обочине. Откуда было знать бедному Феде, что из-за легкомысленного поступка он попадет в историю, связанную с «делом врачей», оперативными планами МГБ и высокой политики. Эта история так и останется для него неизвестной, он так и не поймет, из-за чего получил десять лет лагерей…


«Асса», режиссер Сергей Соловьев, 1987

43545.jpg

Юная девушка, истосковавшись по яркой и безбедной жизни, связывает свою судьбу с крупным бандитским «авторитетом». Но есть и другая жизнь — птичья, полетная, просквозенная ветром и музыкой, жизнь мальчика Бананана. И две эти жизни трагически сталкиваются…


«Три истории», режиссер Кира Муратова, 1997

40777.jpg

Три криминальные истории. Три убийства совершают люди, которые, на первый взгляд, не имеют никаких логических мотивов и абсолютно неспособны на страшные преступления.


«Интервенция», режиссер Геннадий Полока, 1968

42612.jpg

Фильм созданный по пьесе Л. Славина и долгое время находившийся под цензурным запретом. Единственная в советском кинематографе эксцентрическая комедия в стиле «буфф», повествующая о многоликой жизни Одессы, оккупированной войсками Антанты.


«Небеса обетованные», режиссер Эльдар Рязанов, 1991

7657.jpg

Трагикомическая история о бездомных людях, живущих на городской свалке, об их судьбах, радостях и горестях. Они борются за место под солнцем с городскими властями, отстаивая свое право жить на земле, не страшась даже танков, посланных чиновниками…


«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», режиссер Андрей Кончаловский, 1967

42644.jpg

Скромная колхозница Ася-хромоножка любит разгильдяя Степана. Несмотря на то, что парень не хочет жениться, она решается родить от него ребенка…


«Неоконченная пьеса для механического пианино», режиссер Никита Михалков, 1976

46398.jpg

Мишель Платонов в юности был умен, смел, подавал большие надежды и был влюблен в прелестную Софи. И вот, спустя семь лет, в гостях у генеральши, где собирается весь уездный «бомонд», они встречаются снова — простой деревенский учитель Платонов и Софья — солидная, одержимая «идеями» замужняя дама…


«Дневник его жены», режиссер Алексей Учитель, 2000

7648.jpg

Трагический рассказ о любви и одиночестве… о неизвестной частной жизни великого русского писателя Ивана Бунина. Запутанная любовная история, участниками которой являются сам Бунин, его жена Вера, молодая поэтесса Галина Плотникова, оперная певица Марга Ковтун и литератор Леонид Гуров.

Читайте также: 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ МЕЧТАЕШЬ СНЯТЬ СВОЙ ФИЛЬМ: ЧЕМУ УЧИТЬСЯ И КАК

НЕ ТОЛЬКО МЕЙНСТРИМ: ПЯТЬ ЛУЧШИХ ОНЛАЙН-ЖУРНАЛОВ О НАСТОЯЩЕМ КИНО

10 ФИЛЬМОВ ДЛЯ ДИЗАЙНЕРОВ И ПРОСТО ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ